Православный Санкт-Петербург

«Тульский синодик»

во всероссийской православной просветительской газете

«Православный Санкт-Петербург»

6(234) за 11.06.2011 г.

Туляки бережно относятся к своей истории — как к славным её страницам, так и к тем, которые хотелось бы забыть, да нельзя, ибо это уроки для последующих поколений. Пример тому — «Тульский синодик» («Астра-Принт», 2009), охватывающий период 1558—2009 годов, составленный Т.М.Георгиевской и М.В.Петровой по благословению митрополита Тульского и Белёвского Алексия. Судя по количеству сохранившихся рукописей и широте их распространения, Синодик не только богослужебная, но одна из излюбленных книг всех сословий. Он полезен не только потомкам упомянутых в нём персон, но историкам, студентам, учителям… любителям детективного чтения любопытными историческими фактами.

Сначала даётся полная информация по храмам — как действующим, так и стёртым с лица земли богоборческой властью. Читаем…

Спасо-Преображенский двухэтажный, шестипрестольный храм Успенского монастыря. Построен в 1834—1842 годах на месте древнего храма Свт.Николая Чудотворца «Никола на площади». Древней и главной святыней храма была икона свт.Николая Чудотворца, именуемого Тульским. Икона почиталась казаками, которые при проезде через Тулу всегда служили молебны свт.Николаю. После покорения Казани одной из первых там была построена церковь во имя свт.Николы Тульского и поставлена точная копия иконы, снятая с тульского образа. С 2003 года в храме начались регулярные богослужения.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (военная церковь). Строилась на углу теперешних улиц М.Тореза и Л.Толстого, напротив кладбища. Во время войны 1914—1917 годов из кремля к этой церкви ходили крестным ходом для совершения панихиды об убиенных. Разобрана в первые годы советской власти.

К каждому храму — список тех, кто когда-либо при оном служил или был прихожанином: священники, диаконы, дьячки, пономари, псаломщики, старосты, сторожа, учителя, благотворители, попечители… Далее — история сёл и деревень, составляющих приход.

Среди прочих вот такая замечательная запись: «Нольде Н.К. — барон, белёвский помещик, инспектор народных училищ. Быв в Белёве (1886), обратил внимание на икону прп.Макария в единоверческом храме, которую поставил исцелившийся от преподобного купец Федосеев (1885). Услышав, что в обители, возрождённой самим угодником Божиим, служатся только панихиды, возревновал о его прославлении и составил записку в Св.Синод. 2 января 1888 г. последовал синодский указ о чествовании преподобного 22 января, в день его блаженной кончины». А через несколько страниц — коротенько: «Окуньков Григорий Кассианов (?—1830), сторож Тульского семинарского правления (1834)», или «Трещев Константин Борисов (1852—†?), церковный староста Богородице-Рождественской церкви с.Частное Тульского уезда. Наград не имел, жалованья не получал, неграмотный, вдов». Ну, кто что заслужил…

Как видим, в Синодике как именитые персоны, так и люди простого звания. В чём же заслуга тех, кто вписан в «Тульский синодик»? Порою только в том, что служил или был прихожанином какой-либо церкви Тульской губернии, чаще — за дела богоугодные:

Александр Иванович Шемарин, фабрикант. За труды по благотворительности детским приютам ведомства царицы Александры Фёдоровны ему пожалована серебряная медаль «За усердие» (1913).
† Михаил Иванович Хрущёв — поручик гвардии, его тщанием построена Богородице-Рождественская церковь в с.Суходол-Кишкино (1791), зданием каменная, с таковою же колокольней и оградой.

Темкин-Ростовский Григорий Иванович — наместник царя Ивана Грозного. Под его руководством защищалась Тула 22 июня 1552 года от крымского хана Девлет-Гирея. В память осады и в благодарность Господу за победу Темкин-Ростовский, бояре и граждане воздвигли мужской Предтечев монастырь в той части города, где наиболее свирепствовала осада. Место это послужило вечным упокоением всем на поле брани убиенным в роковой день 22 июня.

Петров Иван Игнатиев (?—1857), из купечества. Пожертвовал на строительство нового Богоявленского собора 900 рублей серебром. По его завещанию каменный дом его на Никитской улице обращён в богадельню для бедных, престарелых и увечных. На содержание её определены проценты с 30 000 рублей серебром.

Нечаев Стефан Димитриевич (1792—1860), директор тульских губернских гимназий, писатель, обер-прокурор Св.Синода. Владел дачей сельца Куликовка, впервые описал предметы, найденные крестьянами при распашке земли и связанные с Мамаевым побоищем, написал много статей о Куликовом поле и битве 1380 г.

Нынче многие настоятели храмов сетуют, что приходится быть и прорабом, и снабженцем, и рядовым строителем. Сама была свидетелем подобного: приезжаю в Никольский собор Павловска, а настоятель, о.Валерий Швецов, встречает меня с топором в руке: сам что-то рубил, подтёсывал. Узнав, что я из газеты, улыбнулся, отложил топор и вытащил откуда-то букет чудных роз. Потом показывал мне хозяйство — курочек, коровку… Вот так — и скотник, и плотник… А как обстояли дела во времена ранешние? Читаем…

Иоанн Павлович Шарапов (1864, с.Слободское Ефремовского уезда, — 1916), настоятель Владимирской на Ржавце церкви в Туле (1912—1916). Его заботами приведён в порядок храм в с.Хомяково, благоустроены приходские кладбища, выстроены домовая церковь и школа в Дубровке. Два раза прихожанам с.Хомяково, людям земледельческого промысла, угрожало бедствие от неурожая хлебов; о.Иоанн оба раза много хлопотал о даче крестьянам усиленных общественных работ, брал на себя организацию их, и это давало прекрасные результаты. При Владимирской церкви Тулы (1912) выстроил церковно-приходскую школу. На почве переутомления жизнь о.Иоанна оборвалась на службе, на 52-м году жизни.
† Павлов Гавриил Иванов (1731—1802), протоиерей храма во имя вмч.Никиты. Открыл в богадельне при своей церкви общенародную библиотеку (1778), принеся в дар собственную библиотеку из 400 избранных сочинений, и устроил за свой счёт удобное для библиотеки помещение. Вот первая в России губернская библиотека!

По записям в Синодике можно судить и о нравах прошлых времён, о взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми.

Тульский купец Иван Шапошников подал жалобу на родного сына своего Максима и жену его Елену, обвиняя их в непочтении к нему и неповиновении, за что они с согласия губернатора заключены были в смирительный дом на один месяц (1800 год). Но когда оканчивался срок заключения их, отец заметил, что наказуемые хвастались, что отплатят ему, тогда оставили их ещё на месяц. Но ввиду приближения праздника Рождества Христова они принесли отцу чистое раскаяние, он и простил их 24 декабря.

Без утайки доносит до нас Синодик и сведения о наказаниях, коим подвергались священники в прошлые времена.
† Триадский Стефан Львов (1780—†?), священник Вознесенской церкви с.Коптево. Судим был (1824) по просьбе приходского дворового человека, у которого «якобы заборонил в нетрезвом виде огород, засаженный овощем… оправдан». Был под следствием (1829) по просьбе бывшего управляющим в с.Коптево прапорщика М. Кособудского, «коего якобы он ударил по щеке, много нанёс ему обид бранными словами в нетрезвом виде… оказался невиновным».

Сытин Андрей Ионин (1773—†?) — священник Владимирской церкви с.Кишкино Тульской округи (1829). По суду за допущение в своей церкви «соседственному священнику повенчать малолетний брак» отрешён от должности благочинного и лишён креста.

Машковский Михаил Никитин(1894—†?), дьячок Казанской церкви с.Бушево. За вписание беззаконного брака по суду посылан был в монастырь на два месяца.

История доносит до нас порой только пару строк о наших соотечественниках. «Тихменев М.А. — архитектор церкви во имя иконы «Всех Скорбящих Радосте» при Николаевской богадельне (1844)». «Теснинский, мелкопоместный дворянин с.Грецово-Пешково. Ранее иных помещиков отпустил своих крестьян на волю (1812), дав им землю».

«Миловидов Иоанн Иоаннов, дьячок церкви Рождества Богородицы на Ржавце (до 1857). Обучал детей прихожан в своём доме «некоторым предметам учения». «Разумовский Димитрий Васильевич (1818—1889), протоиерей. С безпримерным трудом восстановил характер православно-русского пения по весьма мудрёным первоисточникам его, профессор истории и теории церковного пения в Московской консерватории». Останется ли после нас хоть строчка?
Этот синодик — летопись, как строилась и благоукрашалась православная Тула — постепенно, из года в год, из века в век, молитвами, трудами и копеечкой православного люда. А что сделали мы для своей церкви, своего прихода? С чем уйдём в вечность?


«Тульский синодик» листала Варвара АКИМОВА